Лого avtoumnik.ru

Регулировка клапанов автомобилей Хёндэ Соната и Киа Оптима

17 Ноя 2018
Регулировка клапанов автомобилей Хёндэ Соната и Киа Оптима Kia Optima TF фото: streetracing.ru


В этой статье пойдет речь об автомобиле Hyundai Sonata YF — это шестое поколение флагманского корейского седана, годы производства 2009 — 2014. Рассмотрим подробно как произвести регулировку тепловых зазоров в клапанном механизме.

Зачем регулировать зазоры клапанов

Очень часто владельцы машин вообще не знают о том, что есть такая возможность, а значит и необходимость, регулировать тепловые зазоры клапанов двигателя. Наличие гидрокомпенсаторов — это распространенное заблуждение «сонатоводов». На самом деле в бензиновом двигателе THETA и THETA 2, которыми комплектуются сонаты и оптимы, нет гидрокомпенсаторов. Вместо них между кулачком распредвала и клапаном расположен MLA или механический компенсатор зазора, регулировочный стаканчик. Толщина этого стакана и определяет тепловой зазор, который нужно периодически проверять.

Со временем, в процессе эксплуатации тепловой зазор меняется, вследствие естественного износа газораспределительного механизма. Эти изменения имеют разную природу в зависимости от одного фактора: установлен или нет на двигателе газ.  В любом случае, уменьшение или увеличение зазора между клапаном и MLA приводит к нарушениям в работе двигателя. Поэтому зазоры регулировать необходимо!

С какой периодичностью это делать

Это зависит от того ездит машина на газу или на бензине. Инструкция по ремонту, доступная для всех официальных сервисных центров Hyundai, говорит нам что проверка зазоров должна проводиться раз в 90 тыс. км. пробега. Это справедливо для бензиновых сонат, но совсем не актуально для авто с газобаллонным оборудованием (ГБО).

Всё дело в специфике тепловых процессов, происходящих в цилиндре двигателя при сгорании топливовоздушной смеси при работе на газе. Не вдаваясь вглубь физики процесса сгорания, можно сказать, что на газе увеличивается температура клапанов, особенно выпускных. Вследствие чего зазор стремительно уменьшается. Если вовремя не отрегулировать происходит прогар клапана или седла клапана, а это уже влечёт за собой разбор двигателя, ремонт головки блока цилиндров. Если установлен газ, зазоры проверять раз в 30 – 45 тыс. км.

Как определить необходимость регулировки зазоров

Конечно, единственный стопроцентный способ, это проверка зазоров специальными щупами. Но сделать это возможно только сняв клапанную крышку. После проверки, придется заменить прокладку клапанной крышки.

Но возможно определить, зажаты ли клапана и косвенным способом, с помощью диагностического сканера. Для этого нужно посмотреть на такой параметр, как давление во впускном коллекторе. Это параметр MAP сенсора. Смотрим на прогретом двигателе, с выключенным кондиционером, коробка в нейтрале или паркинге. На исправном моторе - с нормальными тепловыми зазорами, параметр должен быть около 30 кРа.(ок. 0.3 bar). Если выше 40 кРа – клапана, возможно, уже сильно зажаты.

Процесс регулировки

Начинается любая регулировка с замера. Для этого нам нужно дождаться пока двигатель остынет до 20 градусов Цельсия. В руководстве по ремонту указаны зазоры для этой температуры.

Снимаем клапанную крышку.

Выставляем двигатель по меткам, то есть вращаем коленчатый вал с помощью ключа на 22 за болт шкива коленвала по часовой стрелке. Совмещаем метку на шкиве с меткой Т на крышке цепи.

Метки ГРМ соната, оптима 2012Метки ГРМ соната, оптима 2012

Совмещаем метки на распредвалах и коленвале

Метки на распредвалах при этом должны смотреть друг на друга и быть параллельны поверхности головки блока цилиндров.

Теперь проверяем зазоры выпускных клапанов в 1 и 3 цилиндрах и зазоры впускных клапанов в 1 и 2 цилиндрах. Записываем полученные значения.

Sonata YF проверка зазоров

Проворачиваем коленвал на 360°. Теперь проверяем выпускные 2 и 4-го цилиндров и впускные – 3 и 4-го.

Sonata YF проверка зазоров

Зазоры мы замерили, теперь можем приступать к регулировке.

Для этого нам потребуется снять регулировочные стаканы и замерить их толщину с помощью микрометра. Конструкция данного двигателя позволяет снять распредвалы без снятия крышки цепи. Для этого нам нужно только скинуть цепь со звездочек распредвалов, и привязать её, чтобы она не упала в крышку цепи.

Итак, находим на крышке цепи сервисный болт и откручиваем его.

Оптима сервисный болт натяжителя цепи

Откручиваем болт, обозначенный буквой А на рис.

С помощью специального приспособления (09240-2G000 - это его оригинальный каталожный номер) либо с помощью тонкой отвёртки высвобождаем механизм натяжитель цепи, одновременно надавливая на успокоитель цепи так, чтобы ослабить её натяжение.

Аккуратно снимаем цепь со звездочек распредвалов и чем-нибудь фиксируем её, привязываем. 

Снимаем крышки распредвалов (бугели), и сами распредвалы.

С помощью магнита вытаскиваем по очереди MLA каждого клапана и измеряем его толщину. Записываем значения в таблицу.

Измерение толщины с помощью микрометра

Высчитываем необходимую толщину по формуле, приведенной ниже:

Впускные: N = T + (A - 0.20mm),

Выпускные: N = T + (A - 0.3mm),

где N – толщина нового компенсатора, T – толщина старого компенсатора, A – измеренный ранее зазор.

После этого шага у нас есть два пути:

  1. Заказываем стаканы необходимой толщины и устанавливаем их.
  2. Если зазоры клапанов меньше чем нужно – точим старые стаканы до высчитанных выше размеров.

Используя машинку для зачистки и абразивный камень (такие используют на шиномонтажах для зачистки шины перед установкой латки) легко можно сточить внутреннюю часть каждого стакана. Главное, делать это постепенно, часто проверяя микрометром толщину.

зачистная машинка

Далее, устанавливаем все в обратном порядке, крышки распредвалов затягиваем в два подхода динамометрическим ключом в порядке, указанном на рисунке ниже.

Порядок затягивания бугелей

Порядок затяжки:

A → B → C.

Момент затяжки:

Шаг 1

M6 : 5.9N.m (0.6kgf.m, 4.3lb-ft)

M8 : 14.7N.m (1.5kgf.m, 10.8lb-ft)

Шаг 2

M6 : 10.8 ~ 12.7N.m (1.1 ~ 1.3kgf.m, 8.0 ~ 9.4lb-ft)

M8 : 27.5 ~ 31.4N.m (2.8 ~ 3.2kgf.m, 20.3 ~ 23.1lb-ft)

Будьте внимательны, не измените место и направления крышек.

Замерьте полученные зазоры щупами. Установите цепь на распредвалы. Два раза прокрутите коленвал по часовой стрелке, убедитесь в правильности установки меток ГРМ.

Установите клапанную крышку на новую прокладку. Не забудьте нанести герметик в места, показанные на картинке.

Места нанесения герметаПорядок затягивания болтов клапанной крышки

Нанесите герметик на места, показанные толстыми линиями и затяните болты крышки в нужном порядке

Перед первым запуском отсоедините разъём катушек зажигания и прокрутите стартером двигатель несколько секунд, чтобы дать маслу поступить под крышки подшипников распредвалов. Только после этого запускаем двигатель.

Теги: Kia Kia Optima TF Hyundai Sonata YF Регулировка клапанов
Рейтинг: 4,6/5 - 5 голосов

Комментарии (0)